Инновации в школьном образовании

Опубликовано 01.11.2011 в 09:44 в разделе

С развитием информационных технологий появляется острая необходимость  применения данных технологий во всех отраслях жизни человека, в том числе и в образовании. В настоящее время в учебном процессе начинают активно применяться подобные технологии. В основном, в образовательном процессе используются интерактивные учебные пособия – презентации и уроки с применение интерактивных досок, реже – автоматизированные или онлайн тестирования.

Предлагается организовать учебный процесс на кардинально новом уровне, внедряя концепцию, которую мы назовём «единое информационное пространство учащегося». С технической точки зрения, центральным элементом учебного процесса в данном случае выступает ученик с «привязанным» к нему электронным устройством (предположительно, планшетный компьютер на базе ОС Android или MS Windows).

На базе персонального электронного устройства (в дальнейшем, «планшет») осуществляется весь процесс контроля знаний учащегося. На его основе могут быть реализованы следующие функции:

  • Расписание учащихся и контроль посещения занятий могут быть с легкостью реализованы на базе специализированных приложений на основе планшета учащегося. В случае внесения любых изменений в расписание, учащиеся будут мгновенно уведомлены о них, текущее расписание на день, учитывающее время начала или окончания того или иного урока и его кабинет, а также домашнее задание по данному уроку, значительно упростят жизнь учеников. При этом контроль за посещением учениками занятий может реализоваться на базе устройств контроля, в основе которых используются сканеры штрих-кодов или QR-кодов (двухмерный штрих-код). Каждое занятие в школе помечается уникальным QR-кодом для каждого из учеников, что позволит гарантировать контроль присутствия учащегося на данном уроке.
  • Интерактивный контроль знаний на основе онлайн-тестов для учащихся. Проводимые тесты и другие процедуры контроля знаний, совместно с данными о посещаемости, автоматически заносятся в «электронный журнал» учителя и в «электронный дневник» учащегося, работающие в рамках центрального информационного портала школы.
  • Внутренняя система общения в рамках школы, как между учениками, так и в диалоге ученика с учителем (родителя с учителем). В идеале, необходимо внедрение систем общения, подобных ICQ или Skype. Это может быть реализовано на базе свободного сервера обмена сообщениями Jabber или платных систем Microsoft Lync.
  • Контроль местоположения учащихся в помещениях школы. Это поможет в любой момент определить, присутствует ли ученик в здании школы, и в каком из кабинетов он находится. Указанная методика в настоящее время применяется в ряде школ и ВУЗов Японии, где в качестве контрольных устройств выступают персональные аппараты iPhone. С технической точки зрения, это может быть реализовано посредством контроля подключения учащихся к точкам интернет-присутствия (Wi-Fi точки доступа малого радиуса действия в классах и других помещениях школы), в любой момент времени точно определяя, к точке присутствия в каком помещении подключен сейчас планшет учащегося.
  • Информационное хранилище ученика – электронные версии всех необходимых учебников и методических пособий, личное хранилище для документов и файлов, необходимых для учебного процесса, например, выполненных домашних заданий. Доступ к личному хранилищу целесообразно также осуществлять через Интернет с домашнего компьютера учащегося, что позволит осуществлять контроль над его деятельностью со стороны родителей. Примерами подобных хранилищ информации могут служить системы Google Docs или Microsoft SkyDrive, которые не только реализуют собственно хранилище документов, но и предлагают онлайн-инструменты для работы с ними (веб-версию офисных приложений).
  • Организация доступа учащегося в Интернет для удобного поиска информации по изучаемому предмету, учебных материалов и организации дополнительных интерактивных тестов на базе существующих систем онлайн-тестирования по тем или иным предметам.

В рамках ИТ-инфраструктуры школы необходимо создание централизованного информационного портала. Основой для данного портала могут служить открытая система на базе интерактивной обучающей платформы Moodle, или специализированные системы на базе Microsoft SharePoint Server. Примером подобного информационного портала может служить система «ИнфоВУЗ» (реализовано на базе MS SharePoint), используемая в некоторых ВУЗах России, в том числе в МГПИ им. М.Е. Евсевьева в городе Саранск в Республике Мордовия. Основными задачами данного портала являются:

  • Организация процесса интерактивного тестирования учащихся.
  • Контроль посещаемости занятий.
  • Ведение «электронного журнала» учителя и «электронного дневника» учащегося в целях автоматизированного контроля успеваемости.
  • Предоставление информации об успеваемости родителям учащегося, автоматизировано через Интернет в реальном времени.
  • Организация учебного процесса на базе интерактивных курсов, размещаемых в информационном пространстве портала.
  • Дополнительные функции, подобно личным блогам преподавателей, разнообразным новостным лентам, школьным газетам и пр.

Реализация подобного механизма позволит значительно упростить и автоматизировать процесс контроля знаний и обучения школьников на текущем высоком уровне развития информационных технологий.

С технологической точки зрения, в основу учебного процесса может быть положено как свободное программное обеспечение, такое как система Moodle и сервер общения Jabber, так и специализированное платное ПО, например, системы на базе Microsoft SharePoint Services в связке с серверами Microsoft Exchange и системой общения Microsoft Lync.